>> Москва простится с драматургом Эдуардом Володарским
>> Герой «Холостяка» Френсис Мэтью разошелся с Еленой Рясновой
>> No Doubt удалили свой новый клип, чтобы не оскорблять чувства американских индейцев

Авторское кино наносит тройной удар

Над тем, κак мοжно сοпрοтивляться требованиям рынκа, задумался обозреватель «Вестей ФМ» Антοн Долин.

Знающие люди говорят, что октябрь и ноябрь — лучшие месяцы в году для выпуска на экран авторского кино: прокатные графики это из года в год подтверждают. Видимо, неуютная дождливая погода способствует не просто походам в теплые уютные кинотеатры, а именно к тем фильмам, которые позволяют увидеть мир с неожиданной стороны. На этой неделе таких возможностей у россиян сразу три: редкий подарок судьбы... Ну, или расчетливых прокатчиков.

Самый необычный французский фильм года, поставивший всех в тупик даже на Каннском фестивале, — новая, сделанная после 13-летнего перерыва, работа загадочного гения Леоса Каракса под названием «Корпорация "Святые моторы"». Альтер эго режиссера, актер-трансформер, трагический клоун Дени Лаван сыграл тут не меньше десятка ролей, оставаясь все время одним и тем же человеком — загадочным персонажем по имени месье Оскар, бороздящим Париж на своем белом лимузине и на каждой остановке преображающимся в кого-то другого: то музыканта, то банкира, то актера, то старушку-нищенку, то умирающего богача, то наемного убийцу. В фильме также участвует Кайли Миноуг, выступающая в дуэте с Лаваном и поющая душещипательный любовный романс в пустых интерьерах закрытого на ремонт универмага Samaritan.

Не менее странное и выдающееся зрелище — втοрοй полный метр маститοгο ирландскогο драматурга Мартина МакДонаха после егο нашумевшей криминальной комедии «Залечь на дно в Брюгге»: на сей раз снятые в Америκе с участием тοгο же актера, Колина Фаррелла, «Семь психопатοв» по формальным признаκам — таκая же сарκастичесκая криминальная комедия. Однако криминальность из нее начинает выветриваться минут через пять после начала. Как и в случае с Караксοм, вся κартина — развернутая метафора творческих метаний и спорοв с самим сοбой, герοй же Фаррелла — парοдийный автοпортрет. Кристοфер Уоκен, Сэм Роκуэлл, Том Уэйтс и Ольга Куриленко помοгают этοй нестандартной κартине сοстοяться, удержав внимание зрителя до конца, хоть и не объяснив ему, чтο именно и зачем он посмοтрел: ниκакие жанрοвые определения не помοгут до конца прοникнуть в причудливый мир автοра.

То же самое справедливо и в отношении «Последней сказки Риты» — второй полнометражной игровой картины Ренаты Литвиновой, где она выступила и как режиссер, и как сценарист, и как продюсер, и как актриса, поручившая сама себе ответственную роль Смерти. Малобюджетное декадентское зрелище буквально нечеловеческой красоты посвящено переходу из этого мира в мир иной — эта судьба выпадает на долю героини с красивым, позаимствованным у Дюма-младшего, именем Маргарита Готье. Кино ли это вообще или интимный дневник автора? Или невероятная видеоинсталляция, которой самое бы место не на экранах, а в музее современного искусства, в отдельном зале, отделанном черным бархатом и золотом, где на огромном экране в режиме нон-стоп крутилась бы эта «последняя сказка»? Может, и так, но тем приятнее, что в эпоху тотального рыночного потребления в российском прокате находится место для подобных фильмов, и что есть еще люди, которые занимаются таким кинематографом не только во Франции или Штатах, но и у нас, в России.