Одной из самых свежих в тбилисской программе стала новая картина Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари», в России еще не показанная: в этом альманахе из 22 новелл, который сам автор определяет как эротическую комедию, сценарист Денис Осокин продолжает гнуть этнографическую линию, начатую в предыдущем фильме Алексея Федорченко «Овсянки». В фильме много привлекательных женщин разного возраста, которых играют как неизвестные актрисы, так и уже знакомые публике, особенно фестивальной — Яна Троянова, Дарья Екамасова, Яна Есипович, Юлия Ауг. Жесткого драматургического принципа в «Небесных женах» нет, и не все истории имеют одинаковую художественную ценность — какие-то истории смешны, какие-то трагичны, а некоторые — абсолютно бессодержательны, как, например, микроновелла, в которой пожилая знахарка заклеивает царапины на попе Яне Трояновой, пока та рассказывает о своей удачно сложившейся личной жизни. Определенный эротизм в этом зрелище усмотреть нетрудно, хотя сюжета в нем никакого нет, и даже какую-то оставшуюся за кадром сексуальную историю затруднительно дофантазировать на основе лаконичной экранной информации. В финале все героини с экзотическими марийскими именами, начинающимися на «О», шлют привет зрителю в камеру, а фильм в целом оставляет впечатление красочного календаря с полураздетыми красотками, только с этнографическим оттенком, хотя на месте марийцев в данном случае могла быть и любая другая интересная и колоритная народность.
В фестивальном разделе «Документальный экран» был показан фильм «Зима, уходи!», снятый коллективом молодых авторов из школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова,— о недавнем всплеске политической активности в России. В картине много всякой протестной фактуры и политических активистов: художник Матвей Крылов, отсидевший в тюрьме за то, что облил прокурора водой; создательница общественного движения «Русь сидящая» Ольга Романова; член президиума движения «Солидарность» Илья Яшин; эффективный менеджер Михаил Прохоров, который позирует для фоторепортеров с кроликом в руках и гладит коров. Пока участники протестного движения рассуждают, почему в России нет нормальной политической системы, и предсказывают, что страшный, хотя и харизматичный человек Навальный «перевешает всех жидов», а журналисты Михаил Леонтьев и Евгения Альбац с пеной у рта орут друг на друга, рядовой электорат на улицах спорит, спас Путин Россию или, наоборот, развалил. И, хотя участники митингов не всегда могут прийти к консенсусу, куда лучше отправить Путина — в отставку или к чертям собачим, все равно всеобщая эйфория явственно ощущается и программные речи естественным образом перетекают в массовые танцы под песню «На теплоходе музыка играет». Несколько иной пласт российской жизни представлял в Тбилиси главный российский кассовый хит, побивший рекорды уже не только этого года,— «ДухLess» Романа Прыгунова. Тему бездуховности и бесцельности вполне благополучного существования продолжил еще один из новых российских фильмов, который вскоре выйдет в наш прокат,— «Летит» Сергея Швыдкого и Фуада Ибрагимбекова о любовных проблемах неплохо живущих и при Путине молодых людей, на которых авторы, похоже, проецируют свою собственную внутреннюю опустошенность и пасмурное ощущение экзистенциальной пустоты.
Конкурса на тбилисском фестивале нет, но на церемонии закрытия традиционно вручается один, почетный приз в виде металлической пластины с профилем Софико Чиаурели в фильме Сергея Параджанова «Саят-Нова». В этом году его получили видный грузинский кинематографист Ираклий Квирикадзе и русская актриса Анна Михалкова, представлявшая в Тбилиси тематически уместный фильм про русско-грузинские романтические отношения «Любовь с акцентом», давший название фестивальной рубрике «Кино с акцентом». Хотя Анна Михалкова, получая приз фактически «за вклад», который обычно дается кинематографистам почтенного возраста, выразила легкую неловкость и пошутила, что чувствует себя каким-то Хлестаковым, все же иногда полезно получить такой приз и заранее — в расцвете творческих сил. Их прилив ощутил в Тбилиси Алексей Балабанов, приехавший со своей ретроспективой,— воодушевившись тбилисской атмосферой, он подумывает снять в Грузии кино про бандитскую юность Сталина: об этом рассказал глава компании СТВ Сергей Сельянов на заключительной пресс-конференции, участники которой констатировали, что процесс взаимного обогащения русской и грузинской кинокультур проходит и сейчас не менее успешно, чем во времена советского единства.